Адрес299028, Российская Федерация, Город Севастополь, Севастополь, Севастополь, Гавена, 20

Контакты администрации +7 (8692) 53 41 14 gboushkola35@sev.gov.ru

Литература

Уважаемые ученики и родители !Некоторое время мы будем заниматься дистанционно . Расписание занятий остаётся прежним : вторник, пятница. В эти дни будут публиковаться материалы для просмотра и прослушивания , а также задания для самостоятельного решения . Прошу присылать ответы на вопросы и задания в тот же день на адрес моей электронной почты kulaginaritarita@yandex.ru  с   указанием фамилии ученика. С уважением, Кулагина Маргарита Юрьевна.

Консультация в день урока с 10.00 до 12.00ч 

 

Дата

Тема урока

Материал для изучения

 

 07.04.2020

Краткие сведения об И.С. Шмелёве. «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа.Роман «Лето Господне» (глава «Яблочный Спас»). 

 Текст в учебнике

ЗАДАНИЯ ПИСЬМЕННО: (оформление работ: Число, Автор, Название произведения , с которым работаешь, номер и страница)  Читать "Русская песня" стр.127-129, "Лето Господне" стр.131-141

 10.04.2020

Краткие сведения о М.М. Пришвине. Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль.  Родина, человек и природа в рассказе. 

 Текст в учебнике

Читать "Москва-река" стр.145-150.  Написать мини-сочинение (70-100 слов) по темам на выбор: стр.151 -"Живое слово" № 1 или № 2

14.04.2020

Краткие сведения о

К.Г. Паустовском.

Повесть «Мещерская сторона». Человек и природа; малая родина; образ рассказчика в произведении.

Повесть «Мещерская сторона».

стр.143-150 – читать стр.163-164 – изучить Письменно (в виде таблицы) сравнить: М.М.Пришвин «Москва-река» и фрагмент К.Г.Паустовского «Мещерская сторона» Вопрос сформулирован на стр.165 в рубрике «Исследовательский проект) (до 21.04.2020 до 15:00)

17.04.2020

Краткие сведения о Н.А. Заболоцком. «Не позволяй душе лениться!..». Тема стихотворения и его художественная идея. 

«Не позволяй душе лениться!..».

стр.166-169 – прочитать Устно определить: тема стихотворения и его художественная идея.  Стихотворение наизусть

Краткие сведения об А.Т. Твардовском. Стихотворен: «Прощаемся мы с матерями...» (из цикла «Памяти матери»), «На дне моей жизни...».

 

 

Стихотворение: «Прощаемся мы с матерями...» (из цикла «Памяти матери»), «На дне моей жизни...».

Поэма «Василий Тёркин».

стр.170-194 - прочитать, изучить. Устно подумать: Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память — основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т. Твардовского. Наизусть «На дне моей жизни»

 21.04.2020

Поэма «Василий Тёркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память — основ-ные мотивы военной лирики и эпоса А.Т. Твардовского.

Стр.173-188. Главы из поэмы

В.Т .Твардовского "Василий Теркин"

https://www.youtube.com/watch?v=N5oqcIRFmss

Прочесть главы из поэмы.

Посмотреть спектакль 

https://www.youtube.com/watch?v=xyYE86Hjswg

Выполнить до 25.04

 24.04.2020

Б.Л. Васильев. «Экспонат №...». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.

Стр.204-228. Прочесть рассказ "Экспонат №..."

Повторить план сочинения-рассуждения 

( посмотреть видео

https://www.youtube.com/watch?v=ee5DuycT6wc )

Основываясь на прочитанном произведении, написать сочинение-рассуждение "Что такое память" (не менее 100 слов). Привести 2 примера-аргумента. Один-из прочитанного рассказа, второй-из жизни. 

Отправить работы до 28.04 

 28.04.2020

Краткие сведения о В.М. Шукшине. «Слово о малой родине». Раздумья об отчем крае и его месте в жизни человека. «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина.  

Посмотреть , сделать краткую запись 

https://www.youtube.com/watch?time_continue=57&v=FkEqY5OhwUs&feature=emb_logo

посмотреть 

https://www.youtube.com/watch?v=-Ry7jjtryR4

 

 

Послушать рассказ,ответить письменно на вопрос " Кто такой чудик в рассказе В.М.Шукшина ? "

https://www.youtube.com/watch?v=ijez2oFSjAA

06.05.2020Р.р. Сочинение по произведениям русской литературы XX века.

 Произведение на выбор ученика

 

  

Из зарубежной литературы

 

13.05.2020Уильям Шекспир, Мацуо Басё

 

посмотреть видеоурок :

https://www.youtube.com/watch?time_continue=5&v=OSFXW3cV-50&feature=emb_logo

прочитать сонеты ( стр 267 - 269)

послушать сонеты :

https://www.youtube.com/watch?time_continue=98&v=0yoKlA9HJc4&feature=emb_logo

https://www.youtube.com/watch?v=hzxS5p72CRs

https://www.youtube.com/watch?v=Nkk2X-USvg8

стр.271 - 282 - изучить, читать

14.05.2020Роберт Бёрнс, Роберт Льюис Стивенсон

 Стихи, "Остров сокровищ"

стр.286-290 - выразительное чтение; стр296-314 - читать

19.05.2020Итоговая контрольная работа

Тестовые задания по литературе за курс 7 класса по программе Меркина Г.С.

А1. Какой традиционной тематической классификации поэзии близко стихотворение А.А. Фета «Зреет рожь над жаркой нивой»: Зреет рожь над жаркой нивой,/

И от нивы и до нивы/Гонит ветер прихотливый/Золотые переливы».

1) Любовная лирика;

2) Свободолюбивая лирика;

3) Философская лирика;

4) Патриотическая лирика;

А2. В каком выражении из стихотворения А.С. Пушкина «К Чаадаеву»  звучит основная авторская идея: 

1) «Исчезли юные забавы как сон, как утренний туман...»;

2) «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы...»;

3) «Любви, надежды, тихой славы /     Недолго нежил нас обман…»;

4) Здесь нет такого выражения, потому что стихотворение в целом содержит основную авторскую идею.

А3. Сюжет это:

1) События произведения;

2) Герои и их отношения, поступки, которые они совершают;

3) Это рассуждение автора о реальных проблемах.

А4. Жанр произведения «Нищий» И.С. Тургенева

1) рассказ;     2) стихотворение;      3) стихотворение в прозе;    4) басня.

А5. Автор произведений «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога»,  «Вчерашний день, часу в шестом…»

1) Л.Н. Толстой;     2) И.С. Тургенев;     3) М.Ю. Лермонтов;    4) Н.А.Некрасов.

А. 6. Расположите события в рассказе «Шинель» в хронологическом порядке:

1.Портной сшил новую шинель.

2.Шинель прохудилась.

3.Покупка ткани.

4.Консультация с портным.

5.Приход на службу в новой шинели.

 

  А7. Соотнесите произведения и героев:

1) Левша                                                  а) «Железная дорога»

2) Купец Калашников                           б) «Левша» 

3) Ваня                                                      в) «Смерть чиновника»

4) Алеша                                                   г) «Песня про царя Ивана Васильевича…»

5) Червяков                                             д) «Детство»

А.8. Соотнесите определение образно-выразительного средства и понятие:

1) антитеза

а) средство художественного изображения, основанное на преувеличении

2) былина

б) расположение, построение художественного произведения

3) гипербола

в) момент наивысшего напряжения в художественном произведении

4) композиция

г) эпическое произведение русского фольклора о богатырях и их подвигах

5) кульминация

д) противопоставление характеров, обстоятельств, образов для усиления впечатления

 

 

А9.Соотнесите иллюстрацию и название произведения:

1) И.С. Лесков «Левша»

2) А.  Т.Твардовский

«Василий Тёркин»

3) Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича»

4) А,П.Чехов «Хамелеон»

а

 б

в

 

 

Часть В.

В1.Определите по портрету героя его имя, автора и название произведения.

Вся она – тёмная, но светилась изнутри - через глаза - неугасимым, весёлым и тёплым светом. Она сутула, почти горбатая, очень полная. а двигалась легко и ловко, точно большая кошка…

__________________________  _________________  ___________________

 В2. Определите по портрету героя его фамилию, укажите автора и название произведения.

 Около самых ворот склада он видит, стоит вышеописанный человек в расстёгнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец. На полупьяном лице его как бы написано: «Уж я сорву с тебя, шельма!»- да и самый палец имеет вид знамения победы.  

____________        ______________     ______________

В.3. Назовите автора стихотворения, определите стихотворный размер отрывка.

Прощаемся мы с матерями

Задолго до крайнего срока-

Ещё в нашей юности ранней,

Ещё у родного порога.

________________________________     ____________________

В.4. Какое средство художественной выразительности использует автор в данном отрывке?

  Снова где-то на задворках

Мёрзлый грунт боднул снаряд

_________________________________

Часть С

Прочитайте приведённый ниже отрывок:

            Волченята между тем росли. Они прозрели и часто выползали теперь из норы. Они весело ползали и визжали, как щенята; а волчица сидела и ласково  лизала их. Она холила, растила их и каждую ночь приносила к рассвету какую-нибудь добычу, чаще всего  –дохлых птиц…

            И вот поздним вечером на другой день он явился в лес, зарядил ружьё картечью, поужинал одним хлебом и лёг  спать, твёрдо решившись отправиться наудачу и взять у волчицы детёнышей с бою…

            Каждую секунду он ожидал, что из-за камней выскочит волчица, и держал наготове ружьё. Вдруг что-то с визгом шарахнулось из-под его ног. Он остановился и увидел двух маленьких головастых волченят, которые в страхе прижались к камням и, ощетинившись, дико смотрели на него… И не успели волченята опомниться, как уже оба были в мешке. Они отчаянно визжали и барахтались в нем… 

            С1Укажите фамилию  автора и название произведения. Какова тема данного отрывка? С помощью каких художественных средств автору удается передать главную мысль. Какие чувства испытывали вы, читая этот отрывок.

С2. Напишите небольшое сочинение-рассуждение о проблеме, поднятой в данном отрывке. 

 

 

стр.315-330 - читать; стр.337-341 - выразительное чтение

  

Список литературы на лето к 2020/2021 учебному году (8 класс)

Прочитать в полном варианте и оформить в читательском дневнике:

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Исторические песни: «Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета», «Разин и девка-астраханка» (на вы​бор), «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смолен​ска...»)

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

«Слово о погибели Русской земли», «Житие Алексан​дра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Сергия Радонежского».

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА

  1. Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»
  2.  

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА  XIX ВЕКА

  1. К.Ф. Рылеев. Думы «Смерть Ермака», «Иван Сусанин».
  2. А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Пиковая дама».
  3. М.Ю. Лермонтов «Мцыри».
  4. Н.В. Гоголь «Ревизор».
  5. И.С. Тургенев «Ася.
  6. А.Н. Островский «Снегурочка».
  7. Л.Н. Толстой «После бала», «Отрочество».

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

  1. М. горький «Макар Чудра», «Мой спутник».
  2. В.В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям».
  3. Н.А. Тэффи «Сбои и чужие».
  4. М.М. Зощенко. «Обезьяний язык».
  5. В.Г. Распутин «Уроки французского».
  6. А.Т. Твардовский «За далью – даль».
  7. В.П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет».

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. У. Шекспир «Ромео и Джульетта»
  2. М. Сервантес «Дон Кихот».

Внеклассное чтение (оформлять в читательском дневнике не нужно):

Из устного народного творчества

«В темном лесе, в темном лесе…», «Уж ты ночка, ты но​ченька темная…», «Ивушка, ивушка, зеленая моя!..».


Из древнерусской литературы

Из «Моления Даниила Заточника», «Поход князя Игоря Святославовича Новгородского на половцев».

Из литературы XIX века

И.А. Крылов. «Кошка и Соловей ». В.А. Жуковский. «Кубок». К.Ф. Рылеев. «Державин». П.А. Вяземский. «Тройка».

Е.А. Баратынский. «Мой дар убог, и голос мой негро​мок…», «Муза».

А.С.Пушкин. «Муза», «Золото и булат», «Друзьям», «Вновь я посетил…»

М.Ю. Лермонтов. «Дары Терека», «Маскарад». Н.В. Гоголь. «Портрет».

И.С. Тургенев. «Три встречи», «Вешние воды», «Пер​вая любовь».

Н.А. Некрасов. «Коробейники», «Душно! без счастья и воли…», «Ты всегда хороша несравненно…», «Де​душка».

А.А. Фет. «На заре ты ее не буди…», «Буря на небе вечер​нем…», «Я жду… Соловьиное эхо». Л.Н. Толстой. «Холстомер».

Из литературы XX века

М. Г о р ь к и й. «Сказки об Италии».

А.А. Ахматова. «Вечером», «Вечерние столы, часы пе​ред столом…», «Проводила друга до передней…». М.И. Цветаева. «Генералам 1812 года». С.А. Есенин. «Письмо матери». Б.Л. Пастернак. «Быть знаменитым некрасиво…»

A. Г р и н. «Бегущая по волнам».

В.П. Астафьев. «Ангел-хранитель». Я.В. Смеляков. «Хорошая девочка Аида».

B. Ш а л а м о в. «Детский сад».

В.М. Шукшин. «Гринька Малюгин», «Волки». В.Ф. Тендряков. «Весенние перевертыши». Д.С. Лихачев. «Заметки о русском».

Из зарубежной литературы

В. Г ю г о. «Девяносто третий год».

ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК ЯВЛЯЕТСЯ ПРЕКРАСНЫМ ПОМОЩНИКОМ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ!

План представления книги в читательском дневнике:

  1. Автор, название книги, жанр произведения.
  2. Интересные факты из жизни писателя. История создания произведения (по желанию).
  3. Тема, идея произведения.
  4. Сюжет произведения, основные сюжетные линии / настроение произведения.
  5. Система образов произведения.
  6. Словарь незнакомых слов.
  7. Афоризмы, которые вам встретились в тексте; понравившиеся цитаты.
  8. Характерные для произведения изобразительно-выразительные средства (эпитеты, метафора, олицетворение и т.д.)
  9. Иллюстрации к произведению, портрет писателя (по желанию).
  10. Какие мысли и чувства вызвала книга, о чём заставила задуматься.

ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК МОЖНО ОФОРМЛЯТЬ И ОТ РУКИ, И В ЭЛЕКТРОННОМ ВАРИАНТЕ